Условия возникновения рынка

5401c0c5

Характерная черта, определяющая рынок – это его стихийный порядок. Этому явлению можно дать следующее краткое определение. Рынок – это средство взаимодействия между производителями и потребителями, базирующееся на лишенном центра механизме ценовых показателей. В рыночные связи вступают все участники экономических отношений. Это и предприниматели, и те работники, которые продают собственный труд, и организации и лица, выдающие ссуды, владеющие ценными бумагами и т. д. Обычно выделяют три группы участников рыночного хозяйства: правительство, предприниматели (бизнес) и домашнее хозяйство.

Правительство представляют многочисленные бюджетные организации, функционирующие с целью регулирования экономики; бизнес – деловые предприятия, работающие с целью получения дохода; а домашнее хозяйство – собственники.

Основные условия возникновения рынка — это общественное разделение труда и узкая специализация. Первая категория означает, что никто не может себя обеспечить полностью всеми благами экономики и ресурсами производства. Каждый вид хозяйственной деятельности имеет свою группу производителей. Это и есть специализация в изготовлении и предоставлении различных услуг и благ. Определяет ее способность вырабатывать больше услуг по альтернативной, меньшей цене. Это называется в экономической теории принципом сравнительного преимущества и является в ней базовым понятием.

Рынок и условия его возникновения зависят также от экономической самостоятельности ее участников. Основываясь на общественном разделении труда и специализации, блага и услуги создаются и предоставляются полностью обособленными производителями. Они самостоятельно решают, какой продукцией заниматься, каким способом ее вырабатывать, сами находят сбыт для своего товара. Подобная экономическая независимость может полноценно реализоваться при действующем режиме частной собственности.

Ведь возникновение рынка любого товара невозможно без существования в обществе такого набора норм, который определяет права участников экономических отношений. Например, если владелец земли не уверен в том, что у него не могут в любую минуту отобрать или ее, или полученный доход, станет ли он выращивать пшеницу, чтобы впоследствии произвести обмен? Если и станет под давлением, то это будет абсолютно иная форма экономических отношений, условия возникновения рынка при этом разрушаются. Ведь он может существовать только для той продукции, на которую можно устанавливать, реализовывать и передавать права собственности.

Важен и размер трансакционных издержек. Без такого условия возникновения рынка товаров невозможно представить современные экономические отношения. Например, кто-то решил печь самостоятельно домашний хлеб с тем, чтобы реализовать его в разных точках своего города. Однако если он не просчитает наперед, сколько денег уйдет на получение от городских властей разрешения на продажу, заключения от санитарно-эпидемиологической станции, отчисления рэкетирам, то расход в конечном итоге может превысить доход, и рынок хлеба так и не создастся. Таким образом, границы и условия деятельности рынка определяются трансакционными издержками.

И наконец, невозможны рыночные отношения без такого условия возникновения рынка, как обмен ресурсами на свободных началах. Специализацию, обмен и общественное разделение труда можно представить и в виде иерархической системы, когда из центра будет поступать указание, кому производить продукцию, какую именно, с кем и на каких условиях ею обмениваться. А ведь свободные цены могут сформироваться только при существовании свободного обмена. И уже цены будут указывать участникам хозяйственного процесса, в каком направлении должна идти их деятельность.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *