5401c0c5

Компетентностный подход в обучении

В современной педагогике не так давно появился новый и звучный термин – компетентностный подход в обучении. Что же под ним подразумевается?

Для начала необходимо рассмотреть, что же означает само слово «подход»? Этот термин часто используют эквивалентно слову «метод». Но, тем не менее, он имеет более широкое понимание. Подход подразумевает наличие целого комплекса взаимосвязанных идей, принципов и методов, способствующих решению определенной задачи. Здесь немаловажную роль играет понимание социально-экономических, философских и психолого-педагогических предпосылок. Должны быть четко проработаны этапы и механизмы, обеспечивающие выполнение поставленных целей.

В педагогической практике широкую известность получили многие проверенные временем подходы и методы. К таковым относятся традиционные подходы, ориентирующиеся на получение прочных знаний, их системность, личностную ориентированность обучающихся и комплексную взаимосвязь этих подходов. Компетентностный подход относится к современным разработкам, которые вошли в педагогическую практику в конце ХХ-го столетия. Такими являются ситуационный, информационный и некоторые другие. Они еще не достигли своей завершенности и не получили полного научного обоснования. Хотя находят достаточно широкое признание.

Компетентностный подход впервые зародился в 80-е годы прошлого века. В начале, речь шла о компетентности личности и о компетенциях, которые должны были стать целью и результатом образования. Под ней понималось «углубление знаний», «освоение умений» и «умение использовать навыки». Но позднее понятие это все больше расширялось, и сейчас в педагогике уже говорят о целостном подходе данного типа в образовании.

Давайте поближе рассмотрим компетентностный подход в современном профессиональном образовании, его цели и содержание. Ведь это не дань последней моде, а реальность, вызванная социально-экономическими и образовательными предпосылками последних лет, когда о себе в полный голос заявила рыночная экономика. Сейчас к современному специалисту предъявляются совершенно иные требования, которые не учитывались в старых программах по подготовке специалистов. Эти требования не связаны жестко с какой-либо конкретной дисциплиной. Их отличает универсальность, «надпредметный» характер полученных знаний. Для их формирования требуются, скорее, новые педагогические технологии, чем новые программы. Такие требования в одной литературе называют «надпрофессиональными», базисными квалификациями, в другой – ключевыми компетенциями.

Ключевые компетенции могут быть самыми различными. Их выдвигает сама жизнь. Это могут быть «сквозные» навыки: работа на компьютере, умение осуществлять поиск информации, владение основными понятиями экономики и бизнеса, понимание экологии, владение иностранными языками, основами правовых знаний и навыками в области маркетинга. Сюда можно отнести коммерческие навыки, знание санитарно-медицинских аспектов.

Эти ключевые компетенции составляют, условно, первое из двух направлений, которые выделяет компетентностный подход. Оно рассматривается как воспитание личностных качеств специалистов, необходимых для деятельности в ряде различных профессий.

Другое направление подразумевает наличие профессиональных навыков и умений, имеющих свойство широкого переноса. В обоих случаях эти компетенции должны отвечать двум основным критериям, таким как обобщенность и функциональность.

Компетентностный подход в высшем образовании подразумевает формирование у специалистов в обязательном порядке:

• знания основных принципов функционирования предприятий;

• владения основной базой юридических знаний;

• знания принципов существования в создавшихся условиях конкурентной борьбы и возможной безработицы;

• готовности к смене профессии, а, при необходимости, и сферы деятельности;

• креативности мышления;

• навыков коммуникативной работы;

• опыта работы в команде.

Не на последнем месте стоит и такое свойство человеческого характера, как самосознание и самооценка.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий