Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3» Радужный ХМАО-Югра

На главную страницу сайта

Ученикам
Учителям
Родителям
Всем

 


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3»

628461, Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, г.Радужный, 3 мкр., дом 12

Телефон/факс (34668) 3-67-97

Письмо в школу


А ваш ребенок дома?


Министерство Образования и Науки РФ


Департамент
образования и науки
ХМАО-Югра


Образовательный портал
ХМАО-Югра


Институт развития образования
ХМАО-Югра


Управление образования
и молодежной политики
г.Радужный


"Я-родитель"
Портал для ответственных мам и пап и всех, кто хочет ими стать!


Тематический портал
"Перспективное детство Югры"
Депсоцразвития Югры


Городской сайт
Межшкольного методического
центра г. Радужный


Банк данных
методических разработок
учителей г. Радужный

Электронный классный журнал

Профильное обучение

Положение о профильных классах

1. Общие положения

1.1 Настоящее положение регулирует особенности приёма обучающихся, содержания и организации образовательного процесса в профильных классах общеобразовательных школ города Радужный.

1.2 Положение разработано на основании Федерального закона «Об образовании», Типового положения об общеобразовательном учреждении, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.2001 № 916, Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования, письма Минобразования России от 06.05.2004,№ 14-51-123/13 «О комплектовании 10-х классов общеобразовательных учреждений, участвующих в эксперименте по профильному обучению».

1.3 Профильные классы, созданные на третьей ступени общего образования, являются структурными единицами общеобразовательного учреждения, открываются, реорганизуются и закрываются соответствующим решением начальника управления образования города Радужный на основании представлений общеобразовательных учреждений с целью создания муниципальной образовательной сети.

1.4 Профильные классы открываются при наличии высококвалифицированных педагогических кадров, необходимых научно-методических, учебных и материальных условий и соответствующего социального запроса.

1.5 Общеобразовательные учреждения, имеющие профильные классы, несут ответственность перед обучающимися, родителями, общественностью и органами образования за реализацию конституционных прав личности на образование, соответствие выбранных форм обучения возрастным психофизическим особенностям детей, качественное обучение и воспитание.

1.6 Профильные классы обеспечивают изучение отдельных предметов на профильном уровне, непрерывность между общим и профессиональным образованием, способствуют удовлетворению индивидуальных образовательных запросов обучающихся.

2. Содержание и организация образовательного процесса

2.1 Профильное обучение на старшей ступени общего образования может организовываться через внутришкольную модель, а также через сетевое взаимодействие образовательных учреждений.

2.2 Общеобразовательные учреждение сер, исходя из своих возможностей и образовательных запросов обучающихся и их родителей, самостоятельно формируют профили обучения.

2.3 Рабочий учебный план сети школ формируется на основе федерального базисного учебного плана, утверждённого приказом Министерства образования РФ от 09.03.2004 № 1312.

2.4 Рабочие программы по учебным предметам составляются педагогами в соответствии с примерными программами федерального базисного учебного плана и утверждаются на методическом совете. В зависимости от профиля обучения программы по предметам могут быть как базового, так и профильного уровня.

2.5 Профильные классы, группы могут формироваться как на внутришкольной, так и на межшкольной основе. Во втором случае обучающиеся осваивают программы базового уровня в своих общеобразовательных учреждениях, а программы профильного уровня в тех общеобразова­тельных учреждениях сети, где организуется профильное обучение по данному предмету.

2.6 Элективные курсы - обязательные учебные предметы по выбору учащихся. Элективные курсы способствуют удовлетворению разнообразных образовательных запросов обучающихся и могут проводиться на внутришкольной и межшкольной основе. Программы элективных курсов могут разрабатываться педагогами и утверждаться на методическом совете.

2.7 Образовательный процесс в профильных классах носит личностно-деятельностную направленность, содержит спектр гибких форм обучения и воспитания, сочетающих нетрадици­онные подходы к разнообразным видам учебной деятельности.

2.8 Обучающимся предоставляются широкие возможности для реализации творческих запросов различными средствами досуговой, развивающей деятельности.

2.9 Порядок проведения итоговой и промежуточной аттестации определяется «Положением опромежуточной аттестации обучающихся и о переводе их в следующий класс по итогам года» (Приложение к приказу управления образования от 01.12.2005 №1640).

2.10 Зачёт результатов по учебным предметам и освоенных обучающимися в других образовательных учреждениях, осуществляются на основе ведомости.

2.11 Обучающиеся, не успевающие по профильным предметам, могут быть аттестованы программе базового уровня, им предоставляются возможности перехода в универсальный класс и получения аттестата о среднем образовании.

2.12 Количество обучающихся в классе не должно превышать установленные нормы.

3. Порядок приёма обучающихся в профильные классы

3.1 Прием обучающихся в профильные классы начинается после выдачи аттестатов об основном общем образовании в сроки, установленные общеобразовательным учреждением. Прием осуществляется приемной комиссией общеобразовательного учреждения, в состав которой могут входить представители управления образования.

3.2 В профильные классы общеобразовательных учреждений принимаются обучающиеся, успешно сдавшие экзамены по обязательным предметам и экзамены по выбору, независимо от их места проживания.

3.3 Преимущественным правом поступления в профильные классы пользуются:

  • выпускники 9-х классов, наиболее успешно прошедшие государственную (итоговую) аттестацию за курс основного общего образования по профильным предметам выбранного профиля (отметки «4» и «5»);
  • победители по соответствующим профильным предметам городских, окружных и всероссийских олимпиад, дипломанты городской и окружной конференции «Шаг в будущее»;
  • обладатели похвальной грамоты «За особые успехи в изучении отдельных предметов» (профильных предметов);
  • дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей;
  • выпускники 9-х классов, получившие аттестат об основном общем образовании особого образца.

3.4 Наряду с результатами государственной (итоговой) аттестации необходимо использовать портфель индивидуальных учебных достижений (портфолио) в качестве одной из составляющих образовательного рейтинга выпускников 9-х классов.

3.5 В случае если количество поданных заявлений превышает количество мест в профильном классе (или общеобразовательном учреждении в целом), прием выпускников 9-х классов осуществляется на основании рейтинга образовательных достижений, включая портфолио.

3.6 Управление образования устанавливает единые критерии построения образовательного рейтинга для всех общеобразовательных учреждений города, которые в сентябре текущего года объявляются выпускникам 9-х классов и их родителям (законным представителям).

3.7 В случае если выпускникам 9-х классов отказано в приеме в профильный класс (или в общеобразовательном учреждении в целом) при отсутствии свободных мест, то данным учащимся предоставляется возможность продолженияобучения в других общеобразовательных учреждениях города по заявленному профилю или в универсальном (непрофильном) классе.

3.8 Для решения вопроса о зачислении в профильный класс выпускники 9-х классов или их родители (законные представители) представляют в общеобразовательное учреждение:

  • заявление о приеме на имя директора общеобразовательного учреждения;
  • аттестат об основном общем образовании;
  • медицинскую карту;
  • справку о месте проживания учащегося;
  • материалы, подтверждающие достижения обучающегося по профильным предметам выбранного профиля (это комплект документов, представляющих совокупность сертифицированных индивидуальных достижений, выполняющих роль индивидуальной накопительной оценки).

Документы, представленные выпускниками 9-х классов или их родителями (законными представителями) регистрируются через секретариат общеобразовательного учреждения в журнале приема заявлений в 10-й класс. После регистрации заявления заявителю выдается документ, содержащий следующую информацию:

  • входящий номер заявления;
  • перечень представленных документов и отметка об их получении, заверенная подписью секретаря или ответственного за прием документов и печатью общеобразовательного учреждения;
  • сведения о сроках уведомления о зачислении в 10-й профильный класс;
  • контактные телефоны для получения информации;
  • телефон управления образования.

3.9 Все представленные документы рассматриваются на заседании городской приемной комиссии. Принятое решение оформляется протоколом заседания комиссии. Время работы городской приемной комиссии устанавливает управление образования.

3.10 Комплектование профильных классов и информация о приеме доводится до сведения заявителей до 1 июля текущего года.

3.11 В исключительных случаях осуществляется дополнительный прием заявлений от выпускников 9-х классов и их родителей (законных представителей) в период с 01 до 30 августа при наличии свободных мест в профильном классе.

3.12 После окончания приема заявлений зачисление в профильный класс учащихся общеобразовательного учреждения оформляется приказом руководителя школы и доводится до сведения заявителей и управления образования до 30 августа текущего года.

3.13 Всех обучающихся, зачисленных в профильные классы, и их родителей (законных представителей) общеобразовательное учреждение обязано ознакомить с:

  • Уставом общеобразовательного учреждения;
  • лицензией на право ведения образовательной деятельности;
  • свидетельством о государственной аккредитации;
  • другими документами, регламентирующими деятельность учреждения.

3.14 За учащимися профильных классов (при отсутствии академической задолженности) сохраняется право перехода в универсальные (непрофильные) классы по заявлению родителей (законных представителей).

3.15 Обучающимся в 10-х профильных классах может быть предоставлено право изменения профиля обучения в течение учебного года при следующих условиях:

  • отсутствия академических задолженностей за прошедший период обучения;
  • самостоятельной сдачи зачетов по ликвидации пробелов в знаниях по предметам вновь выбранного профиля;
  • письменного ходатайства родителей (законных представителей).

3.16 Для рассмотрения конфликтных ситуаций по вопросам приема и перевода обучающихся 10-х профильных классов общеобразовательных учреждений города при управлении образования создается апелляционная комиссия по рассмотрению обращений, заявлений обучающихся или их родителей (законных представителей).

4. Управление профильными классами

4.1 Деятельность профильных классов организуется в соответствии с Уставом и правилами внутреннего распорядка образовательного учреждения.

4.2 Образовательный процесс в профильных кассах осуществляется высококвалифицированными педагогами.

4.3 Финансирование деятельности профильных классов осуществляется из средств, выделяемых учредителем общеобразовательных учреждений и дополнительных финансовых источников.

4.4 Учителя, обеспечивающие качественное преподавание профильных предметов, получают ежемесячное денежное вознаграждение при наличии финансовых средств у образовательного учреждения.

Положение о профильном обучении

1. Общие положения
1.1. Настоящее положение регулирует особенности приема обучающихся, содержания и организации образовательного процесса в профильных классах общеобразовательной школы .
1.2. Положение разработано на основании Закона РФ «Об образовании», Типового положения об общеобразовательном учреждении, утвержденного постановлением Правительства РФ от 11.03.2001 г. № 196, Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования.
1.3. Открытие, ликвидация и реорганизация профильных классов (групп) производится приказом учредителя, на основании решения педагогического совета образовательного учреждения.
1.4. Профильные классы (группы) открываются при условии:
  • наличие высококвалифицированных специалистов (имеющих высшее образование, связанное с профилем обучения, первую или высшую квалификационную категорию, прохождение курсов повышения квалификации по профильному предмету);
  • наличие необходимого материально-технического обеспечения учебного процесса по профильным учебным курсам;
  • наличие программно-методического обеспечения, в том числе программ элективных курсов, групповых и индивидуальных занятий;
  • социального запроса на соответствующий профиль обучения.
1.5. Профильные классы (группы) обеспечивают обучающимся:
  • право на получение среднего (полного) образования в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов, с учетом их запросов и интересов;
  • повышенный уровень подготовки по избранному ими профилю;
  • развитие творческих способностей в соответствии с их интересами и склонностями;
  • формирование у учащихся навыков самостоятельной и научно-исследовательской работы;
  • непрерывность между программами общего и профессионального образования.
1.6. Профильные классы (группы) создаются на третьей ступени обучения (десятые-одиннадцатые классы) и предполагают изучение не менее 2 предметов на профильном уровне.
1.7. Образовательное учреждение несет ответственность перед обучающимися, родителями, общественностью, государством и учредителем за реализацию конституционных прав личности на образование, соответствие выбранных форм обучения возрастным психофизическим особенностям детей, качество обучения и воспитания, отвечающее требованиям, предъявляемым к профильному обучению.
2. Содержание и организация деятельности в профильных классах (группах)
2.1. Профильное обучение на старшей ступени образования организуется через сетевое взаимодействие образовательных учреждений.
2.2. Образовательное учреждение, исходя из своих возможностей и образовательных запросов обучающихся и их родителей, самостоятельно формирует профильные классы (группы).
2.3. Учебный план образовательного учреждения формируется на основе Федерального базисного учебного плана, утвержденного приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 г. № 1312, базисного учебного плана муниципальных общеобразовательных учреждений ХМАО с русским (родным) языком обучения (приказ ДОиН № 79 от 11 ноября 2005 г.) и согласуется с Комитетом по образованию.
2.4. Специализация профиля класса (группы) реализуется через введение дополнительных предметов школьного компонента соответствующего содержания.
2.5. Выбранный образовательным учреждением профиль указывается в учебном плане школы, документе об образовании, выданном обучающемуся, успешно освоившему уровень реализуемых программ профильного класса (группы).
2.6. Образовательное учреждение для реализации профильного обучения взаимодействует с учреждением дополнительного образования детей.
2.7. Преподавание предметов ведется по рабочим программам, разработанных педагогами в соответствии с примерными программами Министерства образования и науки Российской Федерации, или по авторским программам, утверждаемым образовательным учреждением. Программа изучения профильных предметов гарантирует обучающимся профильный уровень содержания, соответствующий федеральному компоненту государственного общеобразовательного стандарта по данному предмету. В зависимости от профиля обучения программы по предметам могут использоваться как базового, так и профильного уровня.
2.8. Элективные курсы способствуют удовлетворению разнообразных образовательных запросов обучающихся и могут проводиться с привлечение специалистов учреждения дополнительного образования детей. Программы элективных курсов разрабатываются педагогами и утверждаются на методическом совете.
2.9. В учебном плане в рамках времени, отводимого на элективные курсы, должны предусматриваться часы на организацию учебных практик, проектов, научно-исследовательской деятельности, социальных практик.
2.10. Зачет результатов по элективным курсам, освоенных обучающимися в учреждении дополнительного образования, осуществляется на основе ведомости.
2.11. При проведении элективных курсов осуществляется деление классов на группы при наполняемости 25 и более человек.
2.12. Образовательный процесс в профильных классах (группах) носит личностно-деятельностную направленность, содержит спектр гибких форм обучения и воспитания, сочетающих нетрадиционные подходы к разнообразным видам учебной деятельности.
2.13. Обучающимся предоставляются широкие возможности для реализации творческих запросов различными средствами досуговой, развивающей деятельности.
2.14. Порядок проведения текущей и промежуточной аттестации определяется педагогическим советом школы и соответствующим Положением.
2.15. Государственная (итоговая) аттестация по завершении среднего (полного) общего образования в профильных классах (группах) проводится в соответствии с Положением о государственной (итоговой) аттестации, нормативными актами органов управления образованием. Для выпускников профильных классов (групп) экзамен по профильной дисциплине является обязательным.
2.16. Обучающиеся, не успевающие по профильным предметам, могут быть аттестованы по программе базового уровня, им предоставляются возможности перехода в универсальный класс (группу) и получения аттестата о среднем образовании.
2.17. Профильные группы открываются при наличии обучающихся в количестве не менее 8 человек, профильные классы – при наполняемости классов не менее 25 человек. Для изучения профильных предметов класс (группа) может делиться на подгруппы в пределах выделенных муниципальным органом управления образованием ассигнований.
2.18. В целях контроля качества профильного обучения и определения тенденций развития профильного класса (группы) администрацией школы два раза в год проводятся контрольные срезы знаний.
3. Порядок приема обучающихся в профильные классы (группы)
3.1. Порядок приема в профильные классы (группы) в части, не урегулированной Законом «Об образовании», определяется школой на основании Положения о профильном обучении и закрепляется в Уставе образовательного учреждения. Прием детей в профильные классы (группы) на конкурсной основе не допускается.
3.2. Профильные классы (группы) формируются в конце учебного года (май, июнь) приказом директора образовательного учреждения на основании решения педагогического совета.
3.3. Прием в профильные классы (группы) осуществляется на основании письменного заявления выпускника основной общеобразовательной школы,письменно согласованного с родителями (законными представителями), с учетом результатов государственной (итоговой) аттестации, успеваемости по профильным предметам, рекомендаций учителей-предметников, уровня психологической готовности к занятиям, результата индивидуальной накопительной оценки («портфеля»).
3.4. Для организации приема обучающихся в профильные классы (группы) приказом директора школы создается комиссия, которая устанавливает сроки и порядок приема. Условия приема должны обеспечивать зачисление наиболее способных и подготовленных к освоению образования повышенного уровня обучающихся.
3.5. При поступлении в профильные классы (группы) обучающиеся и их родители (лица, их заменяющие) должны быть ознакомлены со всеми документами, регламентирующими образовательный процесс в учреждении образования.
3.6. При зачислении в профильные классы (группы) обращается внимание на состояние здоровья ребенка и отсутствие у него медицинских противопоказаний к занятиям интенсивным интеллектуальным трудом.
3.7. Посещение элективных курсов является обязательным для обучающихся профильных классов (групп). Результатом усвоения курса должен быть зачет или образовательный продукт.
3.8. За учащимися профильных классов (групп) сохраняется право свободного перехода в другие классы (группы) общеобразовательного учреждения не ранее, чем в начале второго полугодия 10 класса, а также получении соответствующих оценок при промежуточной аттестации.
3.9. Отчисление из профильных классов (групп) осуществляется на основании и в порядке, установленном Законом «Об образовании», закрепляется в Уставе образовательного учреждения и оформляются приказом директора образовательного учреждения.
4. Права и обязанности участников образовательного процесса
4.1. Учащиеся имеют право на:
  • выбор не менее двух профильных предметов;
  • выбор элективных курсов;
  • выбор формы итоговой аттестации;
  • сбор «портфеля» образовательных достижений;
  • переход в другие профильные классы (группы) общеобразовательного учреждения.
4.2. Учащийся обязан:
  • посещать элективные курсы;
  • выбрать элективные курсы в объеме не менее 4 часов;
  • по завершению элективных курсов получить зачет.
4.3. Учитель-предметник имеет право на:
  • самостоятельный выбор и использование методики обучения и воспитания,
  • учебников, учебных пособий и материалов, методов оценки знаний обучающихся;
  • самостоятельный выбор тематики элективных курсов;
  • на повышение квалификации .
4.4. Учитель-предметник обязан:
  • разрабатывать рабочие программы по учебным предметам;
  • разрабатывать программы по элективным курсам.
5. Управление профильными классами (группами)
5.1. Деятельность профильных классов организуется в соответствии с Уставом и правилами внутреннего распорядка образовательного учреждения.
5.2. Ставки заработной платы учителей, обеспечивающих преподавание профильных предметов, устанавливаются из расчета 18 часов в неделю и повышаются на 15%.
5.3. Вопросы профильного обучения курирует заместитель директора по учебно-воспитательной работе.
5.4.Совместная деятельность образовательного учреждения и учреждения дополнительного образования осуществляется на основе договора простого товарищества о совместной деятельности.
5.5. Финансирование деятельности профильных классов (групп) осуществляется из средств, выделяемых учредителем образовательного учреждения и дополнительных финансовых источников.
6. Документация и отчетность
Образовательное учреждение должно иметь следующие документы:
6.1. Положение о профильном обучении;
6.4. Учебный план профильного обучения;
6.3. Рабочие программы по учебным предметам;
6.5. Программы элективных курсов;
6.2. Журнал учета занятий элективных курсов;
6.3. Зачетную книжку для учащихся, фиксирующую перечень элективных курсов;
6.6. Расписание элективных курсов;
6.7. Отчет по результатам профильного обучения.

Что такое профильное обучение?

Профильное обучение — это система специализированной подготовки старшеклассников, направленная на то, чтобы сделать процесс их обучения на последней школьной ступени более индивидуализированным, отвечающим их реальным запросам и ориентациям, способным обеспечить осознанный выбор будущего направления своей профессиональной деятельности.

Задача профилизации — создать такие условия в школах, чтобы каждый ученик нашел себя, понял, к какой сфере деятельности он склонен и более способен.

Исходя из «Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования» содержание профильного обучения складывается из курсов трех типов:

  1. базовые общеобразовательные предметы, обязательные для всех учащихся во всех профилях обучения (русский язык, литература, иностранный язык, математика, история, физкультура, интегрированный курс естествознания либо интегрированный курс обществознания);
  2. профильные общеобразовательные предметы, то есть курсы повышенного уровня, углубляющие в старшей школе базовые общеобразовательные предметы и определяющие направленность каждого конкретного профиля обучения;
  3. элективные курсы, то есть курсы по выбору, входящие в состав профиля и обязательные для избравших их учащихся. Эти курсы необходимы для построения индивидуальных образовательных маршрутов. Школа может предложить 6-7 таких курсов, а ученик должен выбрать, скажем, три из них для обязательного изучения. При этом одни элективные курсы дополняют профильные предметы. Другие углубляют содержание тех базисных предметов, которые в данной школе (классе) изучаются на минимальном общеобразовательном уровне. Третьи нацелены на удовлетворение специфических познавательных интересов школьников в тех областях, которые как бы выходят за рамки выбранного ими профиля, но способствуют их разностороннему личностному развитию.

Сегодня наиболее востребованными в школе являются 4 основных профиля:

  1. физико-математический (профильные предметы: математика, физика);
  2. информационно-технологический (профильные предметы: математика, информатика);
  3. экономический (профильные предметы: математика,обществознание, экономика, право, география);
  4. социально-исторический (профильные предметы: история, обществознание, правоведение).

Элективные учебные курсы выполняют три основные функции:

  1. развитие содержания одного из базовых учебных предметов, что позволяет поддерживать изучение смежных учебных предметов на профильном уровне или получать дополнительную подготовку для сдачи ЕГЭ.
  2. «надстройка» профильного учебного предмета, когда такой дополненный профильный учебный предмет становится в полной мере углубленным.
  3. удовлетворение познавательных интересов обучающихся в различных сферах человеческой деятельности.

Перечень элективных курсов

Название курса
Количество часов
Деловое письмо
17
Решение нестандартных уравнений
34
Информационные процессы и технологии
34
Гражданин и государство
34
Способы и методы решения физических задач
34
Хочу быть психологом!
17
Инженерная графика
34
Обобщенный метод интервалов
34
Решение нестандартных уравнений
34
История религий
34
Математическое моделирование
34
Клетки и ткани
34
Практическое решение экономических задач
17


 

 

Все права защищеныы
©2007-2017 МБОУ «СОШ №3»
Радужный ХМАО-Югра

Разработка МБОУ «СОШ №3»
совместно с ANT-Soft

Служебный вход

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru HotLog Участник проекта CMS Magazine