Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3» Радужный ХМАО-Югра

На главную страницу сайта

Ученикам
Учителям
Родителям
Всем

 


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3»

628461, Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, г.Радужный, 3 мкр., дом 12

Телефон/факс (34668) 3-67-97

Письмо в школу


А ваш ребенок дома?


Министерство Образования и Науки РФ


Департамент
образования и науки
ХМАО-Югра


Образовательный портал
ХМАО-Югра


Институт развития образования
ХМАО-Югра


Управление образования
и молодежной политики
г.Радужный


"Я-родитель"
Портал для ответственных мам и пап и всех, кто хочет ими стать!


Тематический портал
"Перспективное детство Югры"
Депсоцразвития Югры


Городской сайт
Межшкольного методического
центра г. Радужный


Банк данных
методических разработок
учителей г. Радужный

Электронный классный журнал

Обмен опытом

Когда мы вместе, так и душа на месте!


Подробнее...

Методический семинар-практикум «Конструирование компетентностно-ориентированных заданий»

Повестка семинара-практикума
I. Знакомство с тезаурусом (фронтально)
II. Работа в группах по алгоритму:
  1. Пояснение ведущего игры, выполнение задания в группе, защита и комментарий представителя группы, обсуждение участниками других групп.
  2. Задание на определение предложенных заданных формулировок (определение и оценка вида компетентности, аспекта и уровня их формирования).
  3. Задание на пример заданной формулировки, соответствующей требованиям к деятельности учащихся на II и III уровнях сформированности ключевых компетентностей.
  4. Задание на подготовку поля модельных ответов к задачным формулировкам и источникам информации
  5. Задание на составление компетентностно-ориентированного задания по источнику
  6. информации
III. Подведение итогов, рефлексия.
Ход семинара-практикума
I. Ведущий приветствует собравшихся и предлагает познакомиться с тезаурусом (фронтально). Для этого каждый участник игры получает распечатку тезауруса. Под руководством ведущего игры участники определяют понятия «компетенция» как готовность субъекта эффективно сорганизовывать внутренние и внешние ресурсы для постановки и достижения цели, «ключевые компетентности» - как результат образования, выражающийся в овладении социально значимым набором способов деятельности, универсальным по отношению к предмету воздействия. Совместно в группе рассматривают возможные уровни сформированности ключевых компетентностей, аспекты ключевых компетентностей. Это позволяет им говорить о выделении уровня сформированности ключевых компетентностей, т.е.: изменении уровня ее интеграции, уровня субъектности. Продолжая работу по изучению теории разработки компетентностно-ориентированного задания, ведущий представляет участникам структуру компетентностно-ориентированного задания. Работая в группах, участники имеют возможность обсудить, что такое стимул, как он погружает в контекст задания и мотивирует на его выполнение, знакомятся с примерами заданных формулировок, которые точно указывают на деятельность учащегося, необходимую для выполнения задания. В ходе общего обсуждения выявлены и требования к источнику информации, такие, как необходимость содержания информации, достаточной для успешной деятельности учащегося по выполнению задания. Ведущий предлагает определить возможные формы контроля знаний, показывает, как создается бланк для выполнения задания, определяет такой важный параметр его, как структура предъявления учащимся результата своей деятельности по выполнению задания. Участники семинара знакомятся с инструментом проверки: аналитической шкалой, модельными ответами, использованием ключа как эталона результата выполнения учащимся задания закрытого типа, а также с бланком наблюдения за процессом деятельности учащегося по выполнению задания.
II. После пояснения ведущего работа продолжается в группах по определенному алгоритму:
  • выполнение задания в группе,
  • защита и комментарий представителя группы,
  • обсуждение участниками других групп.
Практическая часть
  1. Задание на определение предложенных заданных формулировок (определение и оценка вида компетентности, аспекта и уровня их формирования).
  2. Задание на пример заданной формулировки, соответствующей требованиям к деятельности учащихся на II и III уровнях сформированности ключевых компетентностей.
  3. Задание на подготовку поля модельных ответов к задачным формулировкам и источникам информации.
  4. Задание на составление компетентностно-ориентированного задания по источнику информации.
III. Подведение итогов, рефлексия

Мастер-класс Валиуллиной Г.З. «Сказкотерапия как средство адаптации первоклассника к школе»

Мой девиз: "Я могу, когда говорю себе, что я могу"

Среди важнейших социальных задач, которые сегодня стоят перед образованием – забота о здоровье, физическом воспитании и развитии учащихся.
Школа как социальная среда, в которой дети находятся значительное время, нередко создает для них психологические трудности. Специфика современного учебного процесса обусловлена как продолжительностью учебного дня и обилием домашних заданий, так и структурой деятельности, количеством, темпом и способами подачи информации, исходным функциональным состоянием и адаптивностью ученика, характером эмоционального фона и другими факторами. Ученику приходится приспосабливаться к давлению, оказываемому на него требованиями учебного процесса.
Одной из актуальных практических задач школы является создание комфортной, экологичной, психологически здоровой образовательной среды для учащихся путем внедрения научно-эффективных технологий, способствующих адаптации и созданию педагогических условий для саморазвития и творческой реализации детей и подростков.
«Сказкотерапия как средство адаптации первоклассника к школе» - этой теме был посвящен мастер-класс педагога-психолога Валиуллиной Г.З., который прошел в стенах нашей школы.
С приветственным словом к специалистам школ города обратился директор школы Сень Г.Н., который обозначил важность деятельности психологических служб образовательных учреждений в создании благоприятной психологической среды для школьников.
Мастер-класс начался с анализа ожиданий школы от первоклассников. Были озвучены трудности младшего школьника. Упражнение «Трудности школы…» позволил еще раз убедиться психологам в том, как долго первоклассник может испытывать психологический дискомфорт, ведущий к соматическим заболеваниям, если ребенка не научить конструктивным способам поведения.
Одним из средств адаптации первоклассника к новым условиям социальной среды является сказкотерапия. Сказка, по словам Н. Давлетбаевой и Т. Дулисовой, – «…средство приобщения ребенка к миру человеческих судеб, к истории, это «золотой ключик» к изменению окружающего,
его творческому, созидательному преобразованию.
Используя рекомендации сказкотерапевтов, психолог школы №3 Валиуллина Г.З. применяет данную технологию в работе с первоклассниками. Она поделилась с коллегами собственным опытом, накопленным за 8 лет, раскрыла те приемы сказки, которые дают наибольший эффект в сопровождении первоклассника.
Сказку можно не только слушать, анализировать, но еще и рисовать. Такой прием развивает не только творческое мышление, но и позитивную коммуникацию с адекватной самооценкой. Не менее интересным является и прием сочинения сказки. Сочиняя свою собственную сказку, ребенок учится выражать свои чувства, работать над своими комплексами. Сказку можно сочинять рассказывая, а можно ее рисовать сочиняя.
События сказки вызывают у ребенка эмоции, герои и их отношения между собой проецируются на обыденную жизнь, ситуация кажется похожей и узнаваемой. Сказка напоминает о важных социальных и моральных нормах жизни в отношениях между людьми, о том, что такое хорошо и что такое плохо. Она дает возможность отреагировать значимые эмоции, выявить внутренние конфликты и затруднения. Во время прослушивания страшных сказок или сочиненных сказок "со страшными" эпизодами ребенок учится разряжать свои страхи, его эмоциональный мир становится гибким и насыщенным.
Сказка может дать социально приемлемый выход для агрессии, помочь осознать подавляемые внутренней цензурой человека мысли и желания, развить художественные возможности, повысить самооценку, избавиться от страхов. И это далеко не полный перечень целительных свойств данной работы.
Эмоциональный позитив занятию придают «волшебные предметы», которые являются обязательным атрибутом встречи со сказкой. Ведущая мастер-класса обратила взор психологов на выставку, где представлен необходимый материал сказкотерапевта.
Валиуллина Г.З. поделилась опытом проведения игр для разминки, которую необходимо проводить по структуре тренинга, показала видеосюжеты с занятий, где первоклассники учатся проходить испытания, общаться с одноклассниками, преодолевать жизненные трудности. Игра – это возможность смоделировать поведение ребенка, способ примирения поссорившихся, опыт, необходимый в дальнейшей жизни.
Несколько видеосюжетов было показано с фрагментами применения психологических методов и приемов. Например, метод чтения вслух. Он на занятии занимает исключительно важное и совершенно особое место. Одним из приемов данного метода является интроспективный анализ, который используется в момент повторения ранее изученных сказок. Ключевыми являются следующие вопросы: О чем сказка? Чему мы научились? Этот прием развивает аналитическое мышление, которое помогает в нахождении ответов при решении трудных задач.
При проведении коррекционных, профилактических и психотерапевтических занятий помогают методические пособия, которые были представлены на выставке. По окончании мастер-класса коллеги более подробно ознакомились с материалами книжной выставки.
В завершении мастер-класса Валиуллина Г.З. проанализировала результаты проведенной работы по адаптации первоклассника к школе с применением сказкотерапевтической технологии. Был подведен итог по занятиям о формировании в детях таких общечеловеческих качеств, как: воспитанность, толерантность, эмпатия, самоотверженность, целеустремленность, уверенность. Такая работа снижает уровень школьной тревожности.
Важный момент получения обратной связи – рефлексия. Для этого психолог Валиуллина Г.З. организовала коллег на выполнение упражнения «Дерево знаний». Каждый участник мастер-класса должен обозначить свою позицию относительно применения в своей практике данной технологии. Приятно осознавать, что среди собравшихся в аудитории, не было ни одного человека, который не приобрёл бы в мастерской ничего нового.
С напутственными словами закончила свой мастер-класс педагог-психолог школы Валиуллина Г.З.
А вы забудьте - и станет легче...
А вы простите - и будет праздник...
Не огорчит вас недобрость речи
Людей случайных, плохих и разных.
А вы желайте - и вам удастся...
И повторяйте, и возродится...
Не поскупитесь - и вам воздастся...
И вам вернётся, и наградится.
А вы поверьте - и будут верить...
Начните сами - кругом начнётся...
А вы откройте влеченью двери.
А вы ЛЮБИТЕ! - и вам зачтётся..
Важным моментом был анализ мероприятия. Коллеги выразили слова благодарности Валиуллиной Г.З., которая показала свое мастерство в работе с первоклассниками, поделилась сокровенным опытом, помогающим молодым специалистам в становлении в данной профессии. Нашлись единомышленники, которые также работают со сказкой, но пока еще не имеют большого опыта. Они вышли с предложением оказать им поддержку и помощь в разработке занятий и привлечении родителей к воспитанию детей на основе сказки.
Хочется верить, что первый мастер-класс, который провела Валиуллина Г.З. в стенах родной школы среди психологов города не останется без внимания, а будет иметь продолжение!
Заместитель директора Щеглова Т.В.
Педагог-психолог Валиуллина Г.З.

Web-портфолио учителя

Информационный ресурс учителя начальных классов Бочкаревой Н.В. http://dawa.schoolrad3.edusite.ru

Информационный ресурс учителя русского языка и литературы Сухановой О.В. http://litera.schoolrad3.edusite.ru

Информационный ресурс логопеда Земсковой Л.И. http://logoped.schoolrad3.edusite.ru

Информационный ресурс учителя английского языка Гончарук Л.Н. http://lika.schoolrad3.edusite.ru

Информационный ресурс учителя физики Косенцевой С.А. http://radfizika.schoolrad3.edusite.ru

Разработка социального проекта

Надо помочь входящим во взрослую
жизнь поколениям обрести собственное
неповторимое лицо
А. Запесоцкий, А. Файн

Изменения, происходящие ссии: процессы формирования гражданского общества и правового государства, переход к рыночной экономике, признание человека, его прав и свобод высшей ценностью определяют новые задачи развития в стране гражданского образования основе внедрения в педагогический процесс активных форм и методов обучения воспитания, способствующих развитию у обучающихся навыков решения целого cпектра проблем местного сообщества.
Социально значимая деятельность детей - это забота о больных, инвалидах и бедных; благотворительные мероприятия для сверстников и пожилых людей; работа в службах социальной защиты; благоустройство города, поселка, двора; охрана природы и памятников культуры; проведение игр и творческих занятий с детьми и многое другое, что способствует личностному и профессиональному самоопределению подростка, приобщает его к ценностям волонтерского движения в социальной сфере.
Социальные проекты могут научить детей самостоятельно разрешить самые разные жизненные ситуации. Проекты гражданско-патриотической направленности актуализируют проблему познания и осознания учащимися своей Малой Родины, активизируют работу отрядов социального шефства, ориентируют подрастающее поколение на ценности отечественной культуры, прививают детям чувство гордости за свою страну.
Проекты спортивно-оздоровительного направления развивают инфраструктуру здорового отдыха, блокируют рост детского травматизма, содействуют здоровому образу жизни подростков, формируют культуру здоровья, потребности в занятиях физической культуры и спорта.
Проекты познавательного направления модернизируют образовательный процесс школы, способствуют достижению качественных результатов в обучении, формируют ответственность ребенка перед обществом, государством, родителями, самим собой.
Трудовое воспитание через проектную деятельность формирует адекватное представление об общественно-полезном труде, способствует осознанию общественной и личной значимости труда, перспектив своего участия в нем.
Участвуя в разработке социальных проектов, школьники конкретными делами проявляют свой патриотизм, гражданскую активность, ответственность за благополучие своей страны.
Проект представляет собой описание конкретной ситуации, которая должна быть улучшена, и конкретных методов и шагов по ее реализации.
Социальное проектирование есть способ выражения идеи улучшения окружающей среды языком конкретных целей, задач, мер и действий по их достижению, а также описание необходимых ресурсов для практической реализации замысла и конкретных сроков воплощения описываемой цели.
Социальный проект – это модель предлагаемых изменений в ближайшем социальном окружении в виде:
а) словесного описания предполагаемых действий по осуществлению указанных изменений;
б) графического изображения (чертежей, схем и т.д.);
в) числовых показателей и расчетов, необходимых для осуществления планируемых действий.
Цель социального проектирования:
  • привлечение внимания школьников к актуальным социальным проблемам данного местного сообщества и включение старшеклассников в реальную практическую деятельность по разрешению одной из этих проблем силами самих учащихся.
Основные задачи социального проектирования:
  • повышение общего уровня культуры школьников за счет получения дополнительной информации;
  • формирование навыков «разумного социального» поведения в сообществе;
  • закрепление навыков командной работы;
  • совершенствование полезных социальных навыков и умений (планирование предстоящей деятельности, расчет необходимых ресурсов, анализ результатов и окончательных итогов и т.п.).
Главное – реальное улучшение социальной ситуации в местном сообществе. Cоциальный проект, подготовленный и реализуемый силами школьников, по своей природе – инициативный.
Основные требования к проекту:
  1. Ограниченность (по времени, целям и задачам, результатам и т.д.) – это характеристика проекта, позволяющая контролировать ход его реализации по четко определенным этапам на основании обозначенных, измеряемых результатов каждого этапа. Ограниченность проекта означает, что он содержит следующие параметры: этапы и конкретные сроки их реализации; четкие и измеряемые задачи; конкретные и измеряемые результаты; планы и графики выполнения работ; конкретное количество и качество ресурсов, необходимых для реализации.
  2. Целостность – общий смысл проекта ясен и очевиден, каждая его часть соответствует общему замыслу и предполагаемому результату.
  3. Последовательность и связность – логика построения частей, которые соотносятся и обосновывают друг друга. Цели и задачи напрямую вытекают из поставленной проблемы. Бюджет опирается на описание ресурсов и сочетается с планом.
  4. Объективность и обоснованность – доказательность того, что идея проекта, подход к решению проблемы оказались не случайным образом, а являются следствием работы авторов по осмыслению ситуации и оценки возможностей воздействия на нее.
  5. Компетентность автора и персонала – адекватное выражение осведомленности авторов в проблематике, средствах и возможностях решения вопроса. Владение персонала технологиями, механизмами, формами и методами реализации проекта.
  6. Жизнеспособность – определение перспектив развития проекта в дальнейшем, возможности его реализации в других условиях, чем он может быть продолжен.
Технология разработки социального проекта:
ШАГ № 1. Изучение общественного мнения о состоянии социальной ситуации в местном сообществе в данное время.
ШАГ № 2. Формулировка социальной проблемы, актуальной в данном местном сообществе.
ШАГ № 3. Определение целей и задач социального проблема.
ШАГ № 4. Изучение реальных возможностей своей проектной группы.
ШАГ № 5. Составление детального плана работы.
ШАГ № 6. Составление рабочего графика по реализации всех пунктов плана.
ШАГ № 7. Определение обязанностей и их распределение в проектной группе.
ШАГ № 8. Определение необходимых ресурсов и источников их финансирования.
ШАГ № 9. Составления бюджета проекта.
ШАГ № 10. Разработка системы оценки эффективности работы над проектом.
ШАГ № 11. Обучение членов проектной группы необходимым навыкам и умениям.
ШАГ № 12. Формирование общественного мнения в местном сообществе.
Последовательность шагов № 1-12 – это разработка социального проекта, его подготовка к реализации силами самих школьников.
Дальнейшие шаги № 13-19 – это реализация разработанного проекта силами инициативной группы школьников.
ШАГ № 13. Составление деловых предложений по разработанному проекту.
ШАГ № 14. Поиск делового партнера для реализации проекта.
ШАГ № 15. Проведение официальных переговоров с реальными партнерами.
ШАГ № 16. Получение необходимых ресурсов.
ШАГ № 17. Проведение плановых мероприятий.
ШАГ № 18. Контроль и оценка выполнения плана.
ШАГ № 19. корректировка реализации проекта.
Два последних шага № 20, 21 – это подведение итогов работы над социальным проектом.
ШАГ №20. Анализ результатов работы по проекту.
ШАГ №21. Информирование общественности о результатах реализации проекта.
 

Программа факультативного курса для старшеклассников «Семьеведение»

Программа факультативного курса для старшеклассников (15 – 17 лет) «Семьеведение», удостоена Диплома ΙΙΙ степени городского конкурса инновационных образовательных программ в рамках приоритетного национального проекта "Образование". Автор программы Валиуллина Г.З., педагог-психолог МБОУ СОШ №3 .

Сегодня все стремятся к счастью. Это значит к соединению с частью. Таких частей обычно три. Первая - это семья и отношения с родными людьми. Вторая - это работа, труд на благо общества и признание других. Третья - твои личные интересы и увлечения. Все это является составляющей личности, которая должна уметь строить отношения с окружающим миром. Особенно, если это касается «...группы живущих вместе близких родственников, сплоченных общими интересами». Именно здесь, в семье, человек познает радость жизни, учится принимать людей и находить разные формы построения с ними взаимоотношений.
Одной из проблем межличностного взаимодействия остается построение отношений внутри семьи. Несмотря на то, что в средствах массовой информации уделяется немало внимания проблеме воспитания, а в школах работают родительские всеобучи, часто приходится сталкиваться с психологической неграмотностью людей в организации внутрисемейных отношений.
Мир семьи разнообразен, многолик. Он дает родителям возможность почувствовать полноту и прелести человеческой жизни, осмыслить ее, продлить свое бытие в детях. Однако семейная жизнь – не развлекательная прогулка, не бывает семей без трудностей и проблем.
Статистика последних лет относительно прочности брака свидетельствует о том, что каждая вторая пара в первые пять лет супружеской жизни приходит к разводу. И потому есть необходимость уже в школьные годы воспитывать в старшекласснике сознательное отношение к семье. Такой конкретной задачи не ставит перед собой ни один школьный предмет.
Подростки по-разному относятся к браку: одни – серьезно, надеясь прожить счастливо, при взаимном уважении друг к другу до конца своих дней. А другие – скептически: «можно жить с семьей и иметь при этом подругу (друга), ежедневно ощущая полную независимость и свободу». Многие не понимают, что брак - это постоянный труд, творческий поиск путей сохранения взаимопонимания и любви. А к любви себя надо готовить, надо научиться дарить счастье другому человеку.
Отсюда возникает проблема нравственного содержания. В последнее время наша молодежь меньше внимания уделяет самовоспитанию (слишком много стало соблазнов). Каждый считает себя правым по - своему, а потому нет желания уступать. А ведь именно неуступчивость ведет к конфликту семьи, который часто заканчивается разводом. Китайская мудрость гласит: «Если человек гибок и мягок, он идет дорогами жизни, а если человек негибок и тверд, то он идет дорогами смерти».
Поэтому актуальность данной программы заключается в формировании ответственности старшеклассников перед близкими людьми, обучении их умению находить верный тон в деловых и сердечных связях.
Курс «Семьеведение» предназначен для работы со школьниками 15-17 лет. Возрастной период для изучения семейной жизни выбран не случайно. Юность – это этап созревания и развития человека, возраст, когда подросток оказывается на пороге реальной взрослой жизни. Старшеклассник достаточно четко излагает свое мировоззрение, может легко включаться в новую систему отношений, но при этом находится в постоянном поиске смысла жизни, своего места в мире. В этом возрасте его интересуют отношения с противоположным полом, манеры поведения с партнером. Многих девушек и юношей не устраивает общение, принятое в современной молодежной среде. Потому они стремятся найти новый способ или формы построения взаимоотношений.
Новизна программы заключается в создании для старшеклассников условий, обеспечивающих развитие практического интеллекта, роль которого возрастает в условиях перехода к рыночным отношениям и самостоятельной экономической деятельности людей.
Предприимчивость старшего подростка развивается на каждом занятии, где дается возможность самостоятельно решать психологические задачи относительно формирования модели супружеского поведения. При этом соблюдается обязательное условие: не навреди.
Экономность формируется в процессе изучения тем: «Что такое семья? Функции семьи», «Домашняя экономика». Здесь старшеклассники учатся простейшим методам ведения расчетов материальных затрат на семейные дела и расходования супругами заработанных средств.
Расчетливость и умение оперативно решать поставленные задачи решаются в ходе ролевых игр и упражнений, а также видеобесед, дискуссий, занятий с элементами тренинга.
Исследовательские навыки старшеклассники приобретают в ходе пользования компьютерными технологиями. Эффективность занятий увеличивается посредством изучения Интернет-ресурса (темы: «Самовоспитание и саморазвитие собственного Я», «Дети в семье»), овладения программами Microsoft Office Power Point, Office Excel (тема: «Самопрезентация»), что позволяет подросткам не только увеличить багаж психолого-педагогических знаний в области семейных отношений, но и преподнести аудитории приобретенные знания с опорой на свое видение и суждение, быть адаптивными к новым социальным условиям в век компьютерных технологий.
Особое место в программе отводится практическому обучению старшеклассников разрешению проблем и прогнозу возникновения семейного конфликта, возникающего в результате:
  • несовпадения представлений супругов о содержании роли мужа, жены, главы семьи;
  • неумения супругов общаться друг с другом;
  • нежелания одного из супругов участвовать в ведении домашнего хозяйства;
  • неудовлетворенной потребности в самоутверждении.
Содержание программы, основанное на комплексном подходе в обучении, поможет старшеклассникам ответить на вопросы, связанные с представлением о себе и окружающем мире, которые позволят им по-новому взглянуть на основной социальный институт, пересмотреть систему ценностей, осознать значимость межполовой культуры, сформировать здоровую сексуальность, смоделировать образ хорошего отца и хорошей матери, воспитать образованную личность. В этом значимость курса «Семьеведение».
В рамках реализации программымогут быть использованы элементы психологических технологий, таких как психодрама, арт-терапия и т.п. В этом случае курс должен вести дипломированный педагог-психолог. Диагностические занятия, занятия с элементами тренинга, ролевые этюды и игры делают курс эмоциональным и дают возможность корректировать проблемы старшеклассников, что вносит в программу элемент новизны. Формы работы и виды контроля позволяют юношам и девушкам исследовать себя, учиться адекватно реагировать на предложения окружающих, делать выводы об отношении к себе участников группы, понять другого, узнать об уровне полученных теоретических знаний.
Программа имеет значимую роль в образовательном маршруте. Изучение предлагаемого курса поможет подростку выстроить целостную картину мира семьи, познать себя, гармонизировать свои отношения с окружающими людьми, стать более ответственным за себя и свои действия. Корректирование характерных особенностей своей психики на основе разных форм и видов деятельности на занятиях позволит школьникам занимать активную позицию, высказывать откровенное мнение не только на занятиях по «Семьеведению», но и на других предметах. Поэтому эту программу можно рассматривать в качестве обучения старшеклассников умению строить диалоговое общение, которое вызревает тогда, когда интенсивно идет поиск решения проблем. А обучение построению собственных ответов рождает интерес к человеку, его внутреннему, духовному миру.
Система подготовки старшеклассника к браку основывается на следующих принципах:
  • Учет возрастных особенностей. Смещение общей мотивации подростка на общение, подверженность сильнейшим переживаниям, интенсивное развитие абстрактного мышления, активное формирование самосознания, интерес – как движущая сила развития.
  • Приоритет общечеловеческих ценностей. Воспитание равноправного отношения к представителям другого пола, матери, отцу, старшим и младшим; ответственности, доброты, уступчивости, любви, чувства долга перед супругой (супругом).
  • Общедоступность, адаптивность системы знаний к особенностям возрастного развития старшеклассника. Принятие поведенческих стратегий учащихся, «построение» анализа ситуаций на различных уровнях с учетом чувствительности подростка к похвале или к страху произвести неблагоприятное впечатление на окружающих.
  • Свобода слова, демократический характер ведения дискуссий. Обучение умению слушать и слышать собеседника, что влияет на формирование адекватной самооценки.
  • Связь с историей, литературой, жизнью. Поддержание и сохранение интереса к определенной теме.
Материал по подготовке старшеклассников к браку сгруппирован в шесть разделов:
  1. «Введение. «Семьеведение» как предмет».
  2. «Личностные особенности подростка» .
  3. «Особенности межличностного общения старшего подростка».
  4. «Я – семь «Я».
  5. «Супружеские отношения».
  6. «Самопрезентация».
Отбор содержания данной программы обоснован целью и задачами курса, возрастными особенностями, необходимостью формирования нравственной личности.
Каждый раздел содержит: отрывки из авторских стихов подростков, строки из литературных произведений, высказывания известных мыслителей, выдержки из государственных документов, видеосюжеты. В них – актуальность проблемы, мудрость народных традиций, чистота и удивительная сила любви, опыт воспитания детей, отцовский и материнский долг, тепло родного очага.
В содержании программы находит логическое продолжение разговор подростков о развитии личности и создании семьи на уроках ОБЖ и обществознания. Учебник В.В.Маркова «Основы безопасности жизнедеятельности. 11 класс» позволяет лишь коснуться тем по формированию правильного взаимоотношения полов и делает упор на здоровый образ жизни старшеклассника. Тогда как «Семьеведение» учит выбирать правильный путь в создании семьи и гармонии семейных отношений, которые являются фундаментом здорового образа жизни близких людей. Учебник для учащихся 10-11 классов «Человек и общество» под редакцией Л.Н.Боголюбова дает знания по темам: «Познавательная деятельность человека», «Самопознание», «Нравственные ориентиры деятельности», «Социальный статус личности», «Духовный мир человека». Темы, предложенные курсом «Семьеведение» созвучны с перечисленными темами, но ориентируют старшеклассника на получение более глубоких знаний о себе, о роли самопознания и саморазвития в жизни семьи и формируют уверенную модель поведения при самовоспитании и воспитании детей. Данная межпредметная связьпомогает структурировать материал курса «Семьеведение», что позволяет старшим подросткам быть активнее на уроках ОБЖ и обществознания.
Связующей нитью учебной и внеучебной деятельности является материал, полученный в ходе работы со старшеклассниками, что позволяет специалисту параллельно вести просветительскую и коррекционно-развивающую работу с родителями и педагогами по выявленным проблемам подростков.
Цель программы: подготовка старшеклассников к браку и половое просвещение.
Задачи :
  • расширение и углубление знаний в области семейных отношений;
  • формирование здоровой сексуальности;
  • воспитание нравственной личности.
Предмет развития: познавательная и эмоциональная сфера.
Объект развития: старшеклассники.
Программа адаптирована в условиях общеобразовательной школы.
Результаты реализации программы
Разработанные старшеклассниками правила общения в семье по результатам диагностики «Стили разрешения конфликтов»:
  • Избегание ссор, принятие интересов партнера.
  • Выслушивание мнений каждой из сторон.
  • Исключение оскорблений и словесных унижений друг друга.
  • Видение в каждом из супругов положительных качеств. Уважение партнера.
  • Регулирование собственных эмоций и поведения.
  • Создание хорошего настроения в семье.
Разработанный старшеклассниками брачный договор будущих супругов:
  1. Супруга после вступления в брак принимает фамилию супруга.
  2. Cупруги не утаивают друг от друга материальные средства – они хранятся в доступном для каждого месте и являются общим семейным бюджетом.
  3. Каждый из супругов имеет право подать на развод при измене в супружеской верности.
  4. В случае развода имущество, принадлежавшее супругам до вступления в брак, остается прежним владельцам.
  5. Имущество, нажитое совместно в браке, делится поровну.
  6. Несовершеннолетние дети в случае развода остаются с матерью, отцу по решению судьи разрешается навещать их в определенное время.
  7. При обоюдном решении супругов возможны изменения условий брачного договора.

Городской мастер-класс «Использование информационных технологий на уроках биологии» учитель Вилесова Л.В.

Учителем биологии Вилесовой Л. В. был проведен городской мастер-класс, по теме «Использование информационных технологий на уроках биологии», с целью повышение уровня ИКТ - компетентности педагогической общественности города и обмена передовым педагогическим опытом.
В мастер-классе приняли участие 17 человек (специалисты управления образования г. Радужный, администрация школы, методисты ММЦ, руководители методических объединений, учителя).
В ходе мастер-класса были проведены следующие мероприятия:
  1. Открытие мастер-класса.Заместитель директора по ИКТ Улиткина И.В., с использованием видеоролика рассказала о том, что учителя школы активно делятся накопленным опытом по использованию информационных технологий в учебно-воспитательном процессе и дала краткую характеристику учителю биологии Вилесовой Л.В.
  2. Самопрезентация опыта работы Вилесовой Л.В. «Использование цифровых образовательных ресурсов на уроках биологии», с использованием мультимедийной презентации. В ходе самопрезентации Людмила Вениаминовна дала характеристику и сравнила современные технические средства (проектор+экран и проектор+интерактивная доска). Рассказала о том, какие ЦОР можно разрабатывать с помощью программ офисного пакета, познакомила с условиями эффективности применения ИКТ в учебном процессе. Показала применение различных ЦОР на любом этапе урока. На примере урока биологии в 6 классе по теме «Лишайники» ответила на вопрос «За счет чего происходит повышение эффективности урока?». В заключении сделала обзор имеющихся в медиатеке школы ЦОР, выделив их плюсы и минусы. Продемонстрировала возможности цифровой лаборатории «Архимед».
  3. Открытый микрофон. Участники мастер-класса положительно оценили работу учителя и опыт внедрения информационных технологий в учебный процесс школы, обменялись опытом использования информационных технологий на уроках биологии.

Методический семинар по теме «Исследовательский подход в обучении».

Цель обучающего методического семинара по теме «Исследовательский подход в обучении»:
  • Ознакомить учителей-предметников с функциями, содержательной основой и путями реализации исследовательского подхода в обучении;
  • Обмен педагогическим опытом по данной проблеме.
Исследовательский подход в обучении - это путь знакомства учащихся с методами научного познания, важное средство формирования у них научного мировоззрения, развития мышления и познавательной самостоятельности.
К функциям исследовательского подхода в обучении относятся:
  • воспитание познавательного интереса;
  • создание положительной мотивации учения и образования; формирование глубоких, прочных и действенных знаний;
  • развитие интеллектуальной сферы личности;
  • формирование умений и навыков самообразования, то есть формирование способов активной познавательной деятельности;
  • развитие познавательной активности и самостоятельности.
Сущность исследовательского подхода в обучении состоит:
  • во введении общих и частных методов научного исследования в процесс учебного познания на всех его этапах (от восприятия до применения на практике);
  • в организации учебной и внеучебной научно-образовательной, поисково-творческой деятельности;
  • в актуализации внутрипредметных, межпредметных и межцикловых связей;
  • в усложнении содержательной и совершенствовании процессуальной сторон познавательной деятельности;
  • в изменении характера взаимоотношений «учитель-ученик-коллектив учащихся» в сторону сотрудничества.
Содержательную основу исследовательского подхода в обучении составляет взаимосвязь между содержанием изучаемого материала, методами и формами обучения, организационными формами учебной работы. Процессуальную основу его составляет научно-образовательная, поисково-творческая деятельность, способствующая организованному усвоению опыта творческой деятельности и творческому усвоению и применению знаний.
Исследовательский подход в обучении помогает школьнику увидеть гармонические связи между разрозненными явлениями и фактами, картину природы как связного целого. Ведущими в составе исследовательского подхода в обучении являются индуктивный и дедуктивный, эвристический и исследовательский методы; приемы и средства стимулирования учения, разработанные Г.И. Щукиной, Ю.К. Бабанским и их последователями; а также общедидактические приемы: анализ и установление причинно-следственных связей; сравнение, обобщение и конкретизация; выдвижение гипотез; перенос знаний в новую ситуацию; поиск аналога для нового варианта решения проблемы, доказательства или опровержения гипотезы; планирование исследования; оформление результатов проведенного исследования.
На завершающем этапе исследования от школьника требуется умение оформить результаты исследования наглядно (в виде графиков, таблиц, рисунков, фотографий и т. д.) и литературно (изложить логически, в соответствии с планом, ход и результаты исследования и представить его в виде доклада, реферата, альбома, сценария и т. п.). Поэтому необходимо заранее обучить их способам оформления результатов исследования.
Развитию у учащихся навыков исследовательской деятельности способствуют педагогические ситуации. Поэтому в процессе обучения целесообразно чаще использовать такие ситуации, в которых школьник должен защищать свое мнение, приводить в его защиту аргументы, доказательства, факты, использовать способы приобретения знаний и опыта, побуждающие школьника задавать вопросы учителю, товарищам, выяснять непонятное, углубляться в осмысление знаний. Ситуациями такого рода могут быть рецензирования ответов товарищей, сочинений и других работ, что связано с экспертизой, советом, коррективами, с активным поиском главного.
Методически верно поступает учитель, часто создающий в обучении ситуации, когда от школьника требуется оказание помощи товарищу, объяснение ему непонятного. Максимальной активизации познавательной деятельности и практической реализации исследовательского подхода способствуют ситуации, которые предполагают выполнение заданий повышенной сложности, что требует от школьника изучения дополнительной литературы, научных источников и проведения теоретического или практического исследования. В обучении необходимо чаще ставить учащихся в ситуации свободного выбора заданий как творческого, так и репродуктивного характера.
Дидактически оправдано побуждение учащихся к нескольким способам решения поставленной задачи, вопроса; к обмену информацией между учащимися; к самопроверке, анализу и оценке собственных познавательных и практических работ.
В ходе выполнения заданий исследовательского характера от учащихся требуется умение систематизировать и анализировать информацию, полученную из разнообразных источников, обобщить факты, явления, делать выводы, используя сравнительную оценку изучаемых фактов, явлений и событий. При выполнении таких заданий учащиеся объясняют события и процессы с помощью теоретических знаний и устанавливают, какие факты требуют особого рассмотрения; определяют направления и способы дальнейшего изучения проблемы; высказывают и обосновывают предположения о возможном развитии того или иного процесса или явления.
Применение методов научной деятельности в процессе учебного познания ставит ученика на доступном для него уровне в положение, требующее не только усвоения готовых знаний, но самостоятельного исследования: познавательная деятельность школьника приближается к исследовательской деятельности ученого. И пусть ребята не сделают новых открытий, но они повторят путь ученого: от выдвижения гипотезы до ее доказательства или опровержения. Субъективная новизна ученического исследования не умаляет его значения для развития познавательных сил и формирования активной жизненной позиции школьника. Именно исследовательский подход в обучении делает учащихся творческими участниками процесса познания, а не пассивными потребителями готовой информации.
Пути реализации исследовательского подхода в обучении:
  • дидактический анализ темы
  • предварительное информирование учащихся об изучении темы с применением исследовательского подхода
  • изучение материала крупным блоком
  • организация лекционных и семинарских занятий, а также нестандартных уроков
  • использование групповой, коллективной и фронтальной форм организации учебного процесса.
Групповая учебная работа предполагает деление класса на несколько временных групп, бригад, звеньев, с учетом уровня знаний школьников в пределах изучаемого материала, их индивидуально-психологических особенностей, интересов и характера взаимоотношений в классе. Групповыми формами учебной работы могут быть оформление альбомов, рукописных журналов, социально-педагогических проектов, рефератов и реферативных сборников и другие.
Коллективная учебная работа предполагает коллективную познавательную деятельность школьников, организуемую под руководством учителя. Она позволяет реализовать воспитательные возможности детского коллектива по активизации познавательной деятельности и способствует укреплению взаимоотношений между учащимися.
Фронтальная учебная работа предполагает одновременное выполнение общих заданий всеми учащимися класса. Она может быть устной и письменной, а также иметь различия по характеру познавательной деятельности учащихся - воспроизводящей или творческой. Специфика фронтальной работы при исследовательском подходе в обучении состоит в постоянном сочетании воспроизведения и творчества учащихся. При этом изменение уровня познавательной самостоятельности всегда идет на фоне глубокого осмысления изучаемого явления или факта. Целесообразно в содержание самостоятельных и фронтальных работ включать анализ реальных жизненных ситуаций во всей их сложности и противоречивости.
Доказано, что индивидуальные самостоятельные работы занимают особое место в практической реализации исследовательского подхода в обучении: опережающие домашние задания невозможны без самостоятельной индивидуальной работы учащихся. Результаты опережающих домашних заданий оформляются как доклады, рефераты, альбомы, рецензии, проекты, которые используются учащимися при выступлениях на семинарах и диспутах.
Исследовательский подход в обучении предполагает введение общих и частных методов научного познания в процесс учебного познания на всех его этапах: от восприятия до применения на практике. Практически это достигается через введение в содержание изучаемого материала фактов из истории науки и ее современного состояния, а также информации, знакомящей учащихся с методами научного познания соответствующей науки. Таким образом происходит демонстрация технологического применения законов физики, химии, биологии и других наук. Это создает основу для профилизации обучения и профессиональной ориентации молодежи и, кроме того, обеспечивает повышение научного уровня преподавания.
Исследовательская деятельность, организуемая учителем на уроке, оказывает самое прямое воздействие на внеклассную работу по предмету. Известно, что на уроке не всегда предоставляется возможность обстоятельного и углубленного осмысления фактов, явлений и закономерностей. Логическим продолжением урока или серии уроков по теме может стать какая-либо форма научно-образовательной, поисково-творческой деятельности во внеучебное время («Неделя науки», научно-практическая конференция, устные журналы «В мире науки», викторины, конкурсы, олимпиады, дебат-клубы, творческие мастерские, конкурсы социальных проектов), материалом к которым служат работы учащихся, выполненные ими как самостоятельные исследования.
Обучение учащихся началам исследовательской деятельности возможно и вполне осуществимо через урок, дополнительное образование, защиту проектов и рефератов, научно-образовательную и поисково-творческую деятельность при систематическом применении исследовательского подхода в обучении. Очень важно учитывать, что процесс обучения началам научного исследования представляет собой поэтапное, с учетом возрастных особенностей, целенаправленное формирование всех компонентов исследовательской культуры школьника:
  1. мыслительных умений и навыков: анализ и выделение главного; сравнение; обобщение и систематизация; определение и объяснение понятий: конкретизация, доказательства и опровержение, умение видеть противоречия;
  2. умений и навыков работы с книгой и другими источниками информации;
  3. умений и навыков, связанных с культурой устной и письменной речи;
  4. специальных исследовательских умений и навыков (в старших классах).
Данные теоретические положения нашли практическое отражение в педагогическом опыте учителей школы, представивших свои наработки на данном семинаре. Интересным для собравшейся аудитории был опыт по организации проектной деятельности на уроках английского языка Половниковой Л.В. и Нестеренко Л.В., а также опыт по внедрению проектного метода обучения учителя технологии Горелик Н.Б. Учителя рассказали об основных этапах проектной работы, об организации деятельности учащихся, о формировании у них исследовательских умений. Был продемонстрирован видеофрагмент с урока английского языка Половниковой Л.В. в 7А классе. Горелик Н.Б. показала коллегам выполненные девочками на уроках технологии готовые проекты, предусматривающие различные виды исследований в области выбора проблем, определения потребностей, оформления дизайн-спецификации, сравнительного анализа материалов и т.д.
Приемы по формированию исследовательских умений представила Сиротина Е.Н., учитель химии. Присутствующие посмотрели видеофрагменты урока химии в 9-ом классе, организованном учителем с учетом деятельностного подхода при изучении нового материала.
Групповые формы работы, особенности их организации на уроках истории и обществознания представила Власюк Е.Б. Особый интерес вызвала демонстрация учителем конечного образовательного продукта учащихся: компьютерных презентаций, плакатов, альбомов и сборников, выпущенных в виде книжек в добротном профессиональном исполнении.
Вагина Е.И., учитель русского языка и литературы, представила систему подготовки учащихся к выпускному экзамену в форме ЕГЭ (вариант С) на занятиях факультатива «Комплексный анализ текста» с демонстрацией рабочих видеофрагментов.
Содержание семинара не оставило равнодушными учителей-предметников, поскольку каждый нашел ответы на имеющиеся вопросы в рамках заявленной темы; обогатило каждого арсеналом методических приемов формирования исследовательских умений учеников; позволило сравнить свою работу и ее качественный уровень с представленным опытом своих коллег.

Городской конкурс инновационных образовательных программ

Сиротина Е.Н. на конкурс представила программу курса по выбору для 9 класса "Практикум по основам химического анализа" (длительность курса 9 часов).

Содержание курса:
Содержание курса представляет собой введение в одну из сопутствующих естественно–научному циклу наук – аналитическую химию. Содержание занятий направленно на то, чтобы учащиеся смогли закрепить, расширить и углубить химические знания, полученные на уроках химии в восьмом классе, пробрести практические умения в проведении химического анализа: качественного и количественного состава веществ, используемых в быту.
Цель курса:
Формирование экологических знаний учащихся посредством вовлечения их в экспериментальную деятельность, создания условий для осознанного выбора учениками направления дальнейшего учения в области медицины.
Задачи курса:
  • Обучить основам качественного количественного анализа на примере продуктов питания, совершенствовать экспериментальные умения и навыки проведения несложных опытов, их использования в домашних условиях;
  • Развивать познавательные интересы, мыслительные процессы, интеллектуальные способности учащихся, умения самостоятельно;
  • Помочь учащимся оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы.

Планируемые результаты:

  • Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для экологически грамотного поведения в окружающей среде;
  • Иметь представления о профессии провизора – аналитика.

Косенцева С.А. представила на конкурс курс по выбору по физике для 9 класса "Оптические явления. Зрительное восприятие мира" (длительность курса 8 часов).

Цель курса:

  1. Формирование диалектно-материалистического мировоззрения, основанного на знаниях о природе;
  2. Формирование научной каротины мира;
  3. Вооружение знаниями современных физических теорий, законов и систем понятий для объяснения физических явлений;
  4. Развитие логического мышления учащихся, смысловой и механической памяти, воображения, формирование опыта творческой познавательной деятельности;
  5. Воспитание стремления к повышению культуры умственного труда, настойчивости в достижении цели;
  6. Помочь ученику оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы, способствовать более осознанному выбору профиля.

Задачи курса:

  • Показать привлекательность содержательной стороны предмета "физика" (создание или закрепление положительной мотивации к дальнейшему более глубокому знакомству с физической наукой).
  • Расширить представление о практической значимости физического знания как в адекватном восприятии окружающего мира, так и в создании различных устройств и приборов, в практической области;
  • Дать элементы достаточно высокой степени научности и сложности, дабы у учащихся не возникло иллюзии простоты при дальнейшем изучении физики в профильной школе;
  • Не дублировать содержание школьной программы по предмету, а углубить и расширить знания учащихся;
  • Использовать развивающий потенциал выбранного материала для развития интеллектуальных способностей учащихся, поддержания у них веры в собственные силы и возможности, расширить арсенал приёмов мыслительной деятельности;
  • Больше апеллировать к чувственному восприятию материала.

Планируемые результаты:

  • Объективизация самооценки учащихся, проявляющаяся в выборе ими профиля дальнейшего обучения;
  • Приобретение и развитие навыков самостоятельной работы с различными источниками информации;
  • Формирование навыков решения определённых групп задач. Активное участие в дискуссии, умение строить логическую цепочку рассуждения;
  • Овладение способами рефлексии своей деятельности;
  • Вовлечение учащихся в научно-исследовательскую деятельность;
  • Определение готовности и способности ученика осваивать выбранный предмет на повышенном уровне.

Городской мастер-класса по теме «Информационные технологии в преподавании русского языка и литературы»

Городской мастер-класс учителя русского языка и литературы Сухановой О.В., по теме «Информационные технологии в преподавании русского языка и литературы », цель: повышение уровня ИКТ - компетентности педагогической общественности города и обмена передовым педагогическим опытом.
В мастер-классе приняли участие 30 человек (специалисты управления образования г. Радужный, администрация школы, методисты ММЦ, зам. директоров по ИКТ, руководители методических объединений, учителя).
В ходе мастер-класса были проведены следующие мероприятия:
  1. «Будем знакомы!» Зам. директора по ИКТ Улиткина И.В., с использованием видеоролика обосновала необходимость использования ИТ на уроках и дала краткую характеристику учителю русского языка и литературы Сухановой О.В.
  2. Самопрезентация опыта работы Сухановой О. В. "Информационные технологии в деятельности учителя русского языка и литературы", с использованием мультимедийной презентации.
  3. Проведение дополнительного занятия по русскому языку по программе «Русский язык. За страницами учебника» в гимназическом 6 Б классе. Цель данного занятия: научить детей самостоятельно добывать, обрабатывать и применять информацию.
  4. Круглый стол по теме «За и против». Участники мастер-класса положительно оценили работу учителя и опыт внедрения ИТ в учебный процесс школы.


 

 

Все права защищеныы
©2007-2017 МБОУ «СОШ №3»
Радужный ХМАО-Югра

Разработка МБОУ «СОШ №3»
совместно с ANT-Soft

Служебный вход

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru HotLog Участник проекта CMS Magazine