Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3» Радужный ХМАО-Югра

На главную страницу сайта

Ученикам
Учителям
Родителям
Всем

 


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3»

628461, Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, г.Радужный, 3 мкр., дом 12

Телефон/факс (34668) 3-67-97

Письмо в школу


А ваш ребенок дома?


Министерство Образования и Науки РФ


Департамент
образования и науки
ХМАО-Югра


Образовательный портал
ХМАО-Югра


Институт развития образования
ХМАО-Югра


Управление образования
и молодежной политики
г.Радужный


"Я-родитель"
Портал для ответственных мам и пап и всех, кто хочет ими стать!


Тематический портал
"Перспективное детство Югры"
Депсоцразвития Югры


Городской сайт
Межшкольного методического
центра г. Радужный


Банк данных
методических разработок
учителей г. Радужный

Электронный классный журнал

Предпрофильная подготовка

Профориентационня работа

 Из опыта реализации программы «Азбука профориентации 21 века» в рамках опорной площадки МБОУ СОШ №3

 Из опыта работы школьной Службы примирения «Фабрика дружбы» в рамках опорной площадки МБОУ СОШ №3

Творчество учащихся

 Сочинение на тему "Финансовое воспитание детей", Андреева Анна, 8а класс

 Сочинение на тему "Финансовое воспитание детей", Бойко Валерия, 8б класс

Твоя профессиональная карьера

Каждый год появляются новые профессии, исчезают старые, стираются границы между некоторыми профессиями. Ориентироваться в этом огромном и динамичном мире профессий нелегко.
Мы предлагаем Вам описания некоторых профессий, в том числе и тех, которые являются достаточно новыми или изменили свое содержание.

Термин «профессия»
Термин профессия от латинского profiteri означает «говорить публично». Возможно, когда-то оно было объявлением другим людям о своем деле, заявлением о своем мастерстве, рекламой продукта деятельности, как предложение к диалогу об обмене ценностями и удовлетворению взаимных потребностей.
- «Профессия»- занятие, которое предполагает специальную подготовку и периодическую переподготовку;
- ограниченный вид трудовой деятельности;
- дело, выполняемое за определенное вознаграждение;
- область приложения духовных и физических сил;
- деятельность, дающая человеку определенный социальный статус (популярные и непопулярные профессии);
- работа, которая направлена на пользу общества.

Термины, которые путают с термином «профессия»:
Специальность – более частное обозначение того, чем и как занят человек, что он знает и умеет, в чем совершенствует свое мастерство. В формальном смысле специалистами являются обладатели диплома о высшем образовании.
Должность – место, занимаемое человеком в той или иной структуре, соответствующее уровню его подготовки и кругу выполняемых обязанностей, под квалификацией понимается уровень профессионального мастерства,
Карьера – продвижение в какой – либо сфере деятельности, социальная роль, общественная миссия, которую человек выполняет.

Профессия и время
Профессии рождались и развивались на разных этапах цивилизации. По-разному выглядело и само понятие «профессия», профессиональная жизнь и отношение человека к проблеме ориентирования в океане профессий.
- Доиндустриальный этап.
Мировоззрение человека и его трудовая деятельность зависели от сословной принадлежности и семейных традиций. Человек не утруждал себя выбором профессии, он размышлял о том, как спастись от голода и болезней.
- Индустриальный этап.
Происходит массовая миграция людей в города. Изобретен ртутный термометр, проведены опыты с электричеством, произошел подъем в воздух на первом летательном аппарате. Однако, накормив человека и частично защитив его от природных напастей, индустриальная эпоха подчинила его служению техническому прогрессу.
Человек стал средством совершенствования технологии производства.
- Постиндустриальный период.
Самым важным и массовым товаром является информация. Устанавливается деление всех стран на категории:
I категории производят научное знание, наукоемкие технологии.
II категории обеспечивают материальное производство.
III категории поставляют сельскохозяйственную продукцию и сырье для промышленного производства.
В развитых странах растет кол-во интеллектуальных служащих

Типы профессий 
В мире огромное количество разнообразных профессий. Существует несколько классификаций. Общепризнанной и наиболее  используемой в профориентации является классификация профессий, предложенная профессором Е. А. Климовым. В её основе разделение профессий по предмету труда.

Человек – природа
Это профессии, связанные с сельским хозяйством, пищевой промышленностью, медициной и научными исследованиями (биология, география).
Профессии:
- семеновод;
- мастер-животновод;
- зоотехник;
- агроном;
- кинолог;
- лаборант химико-бактериологического анализа и др.
При выборе профессии этого типа очень важно разобраться, как именно Вы относитесь к природе: как к месту для отдыха или как к мастерской, в которой Вы собираетесь отдавать все силы производству.

Человек – техника
Труд работников здесь направлен не только на технику, но все же ведущий предмет профессионального внимания - область технических объектов и их свойств.
Профессии:
- проходчик;
- столяр;
- техник-металлург;
- инженер-механик;
- архитектор;
- электромонтажник;
- радиомеханик;
- строитель;
- сборщик компьютеров;
- специалист по телекоммуникациям…
В мире техники имеются особенно широкие возможности для новаторства, выдумки, технического творчества. От человека требуется высокая исполнительская дисциплина.

Человек - человек
Профессии:
- врач;
- учитель;
- психолог;
- парикмахер;
- экскурсовод;
- менеджер;
- руководитель художественного коллектива и др.
Среди этого типа профессий можно выделить:
- профессии, связанные с обучением и воспитанием людей; 
- профессии, связанные с управлением производством, руководством людьми, коллективами и др.
Краткий перечень качеств, которые очень важны в работе:
- устойчивое хорошее настроение в процессе работы с людьми,
- потребность в общении,
- способность понимать намерения, помыслы, настроения людей,
- умение быстро разбираться во взаимоотношениях людей,
- умение находить общий язык с разными людьми. 

Человек – знаковая система
Профессии:
- переводчик;
- чертежник;
- инженер;
- топограф;
- секретарь-машинистка;
- программист и др.
Чтобы успешно работать по профессии, нужны особые способности мысленно погружаться в мир, казалось бы, сухих обозначений, отвлекаться от собственно предметных свойств окружающего мира и сосредотачиваться на сведениях, которые несут в себе те или иные знаки.
При обработке информации в виде условных знаков возникают задачи контроля, проверки, учета, обработки сведений, а также создания новых знаков, знаковых систем.

Человек - художественный образ
Профессии:
- артист;
- художник;
- музыкант;
- дизайнер;
- резчик по камню;
- литературный работник.
Человек - художественный образ состоит в том, что значительная доля трудовых затрат остается скрытой от стороннего наблюдателя. Более того, нередко прилагаются специальные усилия для создания эффекта легкости, непринужденности конечного результата труда.

Каждый специалист в ходе своей трудовой деятельности взаимодействует, как правило, с несколькими предметами труда. Однако, только один из них является основным (ведущим).

Помни! Окончательный выбор только за тобой, ибо, выбирая профессию, ты выбираешь судьбу!








Предпрофильная подготовка

Ты можешь стать умнее тремя путями:
                                                                  путём опыта – это самый горький путь;
                                                                  путём подражаний – это самый лёгкий путь;
                 путём размышления – это самый благородный путь.
                                                   Древняя китайская пословица


Из опыта реализации профориентационной программы предпрофильной подготовки

«Азбука профориентации 21 века».

Выбор профессии – это второе рождение человека. От того, насколько правильно выбранжизненный путь, зависит общественная ценность человека, его место среди людей, удовлетворенность работой, физическое и нервно-психическое здоровье, радость и счастье.

Чтобы не ошибиться в выборе профессии, надо разобраться и в своих личных качествах, способностях, и в сложном лабиринте профессий с их особыми требованиями к человеку, нужно разобраться и в том, какие кадры работников нужны обществу в обозримом будущем.

Это долгий путь. А начинается он ещё до поступления ребенка в  школу. А уже в школе профориентационное сопровождение обучающихся в учебно-воспитательном процессе представляет собой целостную систему, в которой задействованы все участники образовательного процесса.

Разработанная система профориентационной работы в нашей школе, позволила ей стать городской опорной площадкой.

 В рамках реализации программы«Функционирование центра профессионального выбора «Азбука профориентации 21 века», была проведена следующая  работа: 

  • педсовет, на котором была представлена программа курса по выбору: «Азбука профориентации 21 века»
  • общешкольное родительское собрание в 8-9 классах, где положения программы были доведены до родителей;
  • «открытое» занятие психолога школы по теме: «Целеполагание и образ будущего» для психологической и педагогической общественности города.
  • школьнаянеделя профориентации. В рамках которой, были организованы выставки, где учащиеся представляли различные профессии, классные часы в начальной школе «Все профессии хороши, выбирай на вкус». В средней и старшей школе «Выбор профессии– это второе рождение человека», библиотечные часы «Знакомство с новыми профессиями».
  • организована работа курса по выбору: «Азбука профориентации 21 века».

Данный курс по выбору является основным связующем звеном по предпрофильной подготовки обучающихся в 8-9 классов, которая включает:

  • информационную работу классных руководителей;
  • курсы по выбору;
  • профориентационную диагностику;
  • консультативную работу с подростками и их родителями педагога – психолога школы;
  • профориентационные экскурсии на предприятия города;
  • внеклассные мероприятия.

Курс «Азбука профориентации 21 века» разработан авторским коллективом во главе кандидата педагогических наук Багайцевой Марины Викторовны.

Учебно-методический комплекс курса «Азбукапрофориентации XXI века» предназначен для содействия социально-психологической адаптации подростков в области профориентации.

Цель курса: создать условия для осознанного профессионального самоопределения учащихся в соответствии со способностями, склонностями, особенностями личности, с потребностями региона в кадрах; сформировать способности к социально-профессиональной адаптации в обществе.

Задачи: 

  • расширить представления о современном региональном рынке профессий;
  • сформировать умения соотносить интересы и способности с требованиями, выдвигаемыми выбранной профессией;
  • сформировать положительное отношение к себе, осознание своей индивидуальности применительно к реализации себя в будущей профессии;
  • способствовать проектированию подростками своих жизненных и профессиональных планов, идеалов будущей профессии и возможных моделей достижения высокой квалификации в ней на территории Ханты-Мансийского автономного округа.

Учебно-методический   комплекс курса ориентирован на подростков 14– 17 лет, без требования к начальному  уровню знаний и умений,   рекомендуется для учащихся 9-х классов.

 Учебно-методический комплекс курса состоит из: 

  • учебника;
  • учебной программы;
  • рабочей тетради учителя;
  • рабочей тетради ученика;
  • диска с мультимедийными презентациями к занятиям, диска профориентационной диагностики.

Курс рассчитан на 35 часов, реализуется в течение  полугода. В свободное от учёбы время. Регулярность занятий – один раз в неделю, продолжительностью  80 минут.

Расписание занятий: 

  • 9 «А» - вторник  - 14.00 - 15.20 (каб.  309)
  • 9 «Б» - четверг  - 14.10 - 15.30 (каб. 309)
  • 9 «В» - среда      - 14.10 - 15.30 (каб. 309)

Вовремя изучения курса подростки отвечают на самые важные для себя вопросы: 

  • что я знаю о себе?
  • что я знаю о профессиях?
  • что я знаю об образовании?
  • что я знаю о рынке труда в своем регионе?
  • как выбрать профессию,  исходя из своих интересов, способностей и потребности региона?

 Программа курса состоит из пяти разделов, введения, и заключения.

Введение. Несколько слов о взрослой жизни, или Добро пожаловать в мир труда.

Раздел 1. Психологические аспекты профессионального выбора. «Что я знаю о себе».

Раздел 2. Мир профессий. «Что я знаю о профессиях?».

Раздел 3. Система профессионального образования. «Что я знаю об образовании?».

Раздел 4. Анализ современного рынка труда. «Что я знаю о рынке труда?».

Раздел 5. Технологии выбора профессии. «Как выбрать профессию?».

Заключение.  Индивидуальный профессиональный план.

Каждый раздел разбит на темы, состоящий из теоретической и практической части.  Теоретическая часть включает изучение личности, мира труда и профессий.

Практическая часть представлена ввиде тестирования, практических занятий по курсу, деловых и ролевых игр, элементов исследовательской и проектной деятельности. Результаты диагностики учитываются при формировании профильных классов.

Вначале курса проводиться социально-психологическое исследование учащихся класса методом анкетирования. Это исследование позволит понять руководителю курса уровень сформированности профессиональных планов  учащихся, их представлений о рынке труда иобразования. Сравнительный анализ результатов анкетирования  в начале и конце курса  позволит выявить эффективность проведённой работы.

Программа  «Азбука профориентации 21 века»  позволит школьникам, прежде всего, изучить психические и личностные особенности каждого, выявить недостатки, пробелы в развитии тех или иных качеств, учебных способностей, которые важны для будущей профессиональной деятельности.

Педагог – психолог: Ульянова Н.В.


 

 

Все права защищеныы
©2007-2017 МБОУ «СОШ №3»
Радужный ХМАО-Югра

Разработка МБОУ «СОШ №3»
совместно с ANT-Soft

Служебный вход

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru HotLog Участник проекта CMS Magazine